«Идеология», «идея», «идеал» в строго научных определениях – это, конечно, здорово! Но уж слишком абстрактно, если не эфемерно представлено в них то, к чему каждый человек, а тем более обыватель, ставший основной фигурой ХХI века, ежедневно стремится. «Вы об этом расскажите русскому народу!» — эта реплика, которую мне бросили на одном из форумов Интернета, нет-нет, да и всплывает у меня в памяти, хотя, в своё время, я обстоятельно на неё ответил.

Сократ

Внутреннее чутьё подсказало мне, что, поняв управление и самоуправление как вершину прогресса самоорганизации и человеческой деятельности, к осмыслению которой надо обратить свои взоры, я, учитывая запросы обыденного сознания, должен был поставить перед собой «наводящие», как сказали бы школьные учителя,  вопросы:

А что же — дальше?

- Как отражаются эти по сущности и содержанию объективные, а по форме субъективные процессы в чувствах и разуме обычного российского гражданина?

Не могу утверждать, что ответы на эти вопросы пришли мне в голову сразу. Но были они не столь уж и сложными. Достаточно было обнаружить у самоуправления и управления свойства ценности. А ценность, в мыслях обычного человека, есть то, что он желает быстрее получить, постоянно иметь и неустанно преумножать! Именно поэтому она прямо связана с человеческим идеалом.

Копье с наконечником из камня, жилище из шкур убитых животных, ожерелье из морских ракушек… Понятие «ценности» как некой «вещи», находящейся во владении личности, является одним из самых древних. Наверное, поэтому и учение о ценностях — аксиология[1] является одной из древнейших областей философского знания.

К сожалению, знакомясь с литературой по аксиологии, я не обнаружил особого внимания авторов к месту ценности в системе активных и целенаправленных действий человека. Обычно она рассматривалась как нечто само собой разумеющееся, самодостаточное, внеисторическое и внедеятельностное. Ценность — это некое «благо», считал Сократ[2]. По мнению С. Александера[3], ценность — «третичное качество вещи», «субъективный образ» одобряемого людьми или религией поведения и т. д. От личности и общества она не зависит,  хотя как некий духовный ориентир, с которым они сверяют свои поступки, существует.

В десятках статей о природе и сущности ценностей, в целом ряде определений понятия «ценность» я пытался обнаружить, но не нашёл главного, чем сам был озабочен, а именно – деятельностной методологии её исследования. Со времени Сократа прошли столетия, но взгляды на ценность фактически не изменились.

—————————————————————————————————-

[1] Аксиология – философско-этическое учение о природе и значении материальных и духовных ценностей человека и человечества. Возникла в древней Греции во времена Афинской демократии. Аксиология представлена целым рядом направлений. Но ни одно из них прямо не рассматривает ценности как основу целеполагания в деятельности людей.

[2] Сократ (около 470 – 399 гг. до н.э.) – древне-греческий философ, живший и публично излагавший свои взгляды на площадях и улицах Афин. За «введение новых божеств и развращение юношества» был приговорен к смерти. Мог бежать и спасти свою жизнь, но отказался и добровольно принял яд.

[3] Александер Сэмюэл (1859-1937) – английский философ, занимавшийся проблемами философской интерпретации теории относительности, гносеологии, этики и эстетики.

—————————————————————————————

© Авторские права защищены. Ссылки на тексты сайта обязательны.

 

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>>>>>      http://кпоискуидеи.рф/?page_id=220

———————————


———————————