Оценивая сверстанный текст, вижу, что он не похож на канцелярский отчет о проделанной работе. Что это? Философский диалог[1], эссе[2]? – Вполне может быть!
Одно могу утверждать: «Основные тезисы и аргументы – на месте. Выводы? – Также!» А это – главное для содержания научно-философского исследования. Что касается формы работы, её был вправе избрать сам автор.
В давние времена, когда предпринятые мной попытки понять сущность, содержание и формы самоуправления принесли первые и неожиданные результаты, говорил я с одним из моих научных «шефов» — генералом Н.Д.Табуновым, доктором философских наук, профессором. Человеком в Советской Армии заметным. О нём уже шла речь.
- «Прихожу к интересным выводам, — сказал я ему. – Неизвестное и покинутое всеми самоуправление, о необходимости познания которого кое-кто и слышать не хочет, превращается у меня в мощную общенаучную и социологическую категорию. Более того, оно заставляет меня пересматривать официальные установки. Философских авторитетов начинаю критиковать. Чую, добром — не кончится…».
- «А Вы работайте, Владимир Викентьевич, — отвечает он мне. – Представьте себе, что в прекрасно меблированную комнату, Вы внесли шикарный диван, да ещё и больших размеров. Переворачивать вверх дном всё придется. Кое-что раздвигать, а кое-что и выбрасывать! Хлопот будет много. Но это — радостные хлопоты. Признайтесь! Греет новый «диван» Вашу душу? – Греет! А это само по себе - прекрасно!».
В отличие от озабоченных иностранными языковыми формами философов, Табунов рассуждал просто.
- «Вы говорите – жена, детишки…? – продолжал он. — Скоро поймут, какая это нужная вещь – диван!»
Россия, её Правительство, законодатели и местные руководители уже влюбились в самоуправление. Влюбились настолько, что побросали ближних. Кровь не раз пролилась при «защитите суверенитета».
В Думе – специальный комитет. Местные органы власти набирают силу. Совершенствуются законодательные акты о местном самоуправлении. Гражданам предлагают объединяться, чтобы строить и беречь жилье. Мелкий и средний бизнес с трудом, но сдвинул с места свою тяжкую поклажу.
Объективные законы действуют. Необходимость пробивает дорогу. Знать бы их лучше, чтобы повыше взлететь и, падая, шишек не набить.
Высокий полет, независимость, суверенитет, самоуправление – это Свобода. Мощные воздушные потоки, природный и социальный закон – это Ответственность.
Верю, что лозунг, девиз, принцип Ответственной свободы как нельзя лучше отражает логику бытия. Он будет принят наукой, философией, политикой, правом, религией и моралью. Он будет понят простыми людьми.
Национально-государственная идея России, российская идея это — идея Ответственной свободы. Она проста и действенна.
Россия преподносит её мировому сообществу как столь же простую и действенную идею Глобализации. Кто скажет, что это не царский подарок?
[1] Диалог философский – особый жанр литературы, раскрывающий философскую тему в форме инсценированной беседы. Ксенофонт, Платон (Древняя Греция), Августин (Средневековье) и др. обращались к этому жанру.
[2] Эссе – (от фр. essai – опыт, набросок) - жанр философской и публицистической литературы, сочетающий особую позицию автора с непринужденным и часто парадоксальным изложением, близким к разговорной речи. Основоположником жанра считают Мишеля де Монтеня (1533-1592) – автора знаменитых «Опытов».
———————-