Граф Уваров Сергей Семенович (1786 — 1855)

  

«…Если цивилизация не действует на оба элемента сразу, она не достигнет своей цели. Надо, чтобы под ее влиянием господин и раб становились людьми духовно переродившимися, один – достойным дать свободу, другой – ее принять».

                                                                     (С.С.Уваров)

Вся история России связана с именами ее гениальных сынов. К таким выдающимся личностям можно в полной мере отнести графа Уварова. Президент Императорской Академии и министр народного просвещения, он оставил заметный след в истории своей страны.

Граф (с 1846) Серге́й Семёнович Ува́ров (25 августа (5 сентября) 1786, Москва — 4 (16) сентября 1855, там же) — русский антиковед и государственный деятель, министр народного просвещения в 1833-49 гг. Член Российской академии (1831), почётный член (1811) и президент (18181855) Петербургской академии наук. Наиболее известен как разработчик идеологии официальной народности.

Сын подполковника и адъютанта князя Потемкина, он очень рано, в два года, остался без отца, и детские годы провел в доме родни по матери, у князей Куракиных. Его крестной матерью была императрица Екатерина II. Он получил отличное домашнее образование. В совершенстве знал древние и новые иностранные языки, изучал европейскую историю и культуру.

В 1801 году поступает на службу в Министерство иностранных дел. Долгие годы прожил за границей, работал в посольствах Вены и Парижа. Увлекался литературой. Его друзьями были Жуковский, Карамзин, Батюшков. Он был знаком с Гете и Гумбольдтом.

В 1846 году, за заслуги перед отечеством был удостоен графского титула. М.М.Сперанский считал, что Сергей Семенович Уваров первый образованный русский человек.

Основная его заслуга состоит в открытии естественноисторического закона развития России. Центральным положением этого закона является утверждение, что «началами России являются Православие, Самодержавие и Народность». Без них она не может существовать, усиливаться и благоденствовать. Уваров писал, что Россия не может существовать без веры и твердой гражданской позиции. Он считал, что без веры народ может погибнуть, а самодержавие, сильное и просвещенное, является краеугольным камнем русского величия. Известный русский философ А.В.Гулыга считает, что триада графа Уварова основной «формулой русской культуры», ее фундаментом. По его мнению, именно на этом фундаменте и строится благоденствие России, как государства, цивилизации и нации.

Этот закон Уварова был негативно встречен и либералами, которые считали Россию отсталой страной, и социал-демократами, отличительной чертой которых была жгучая руссофобия. Учение Уварова разделяли далеко не многие представители российского общества. Вся Европа, а за ней и российская интеллигенция становились на рельсы атеизма, в то время как Уваров говорил о вере, как о краеугольном камне существования государства.

Говоря о государственной власти, Уваров считал, что служба в России должна опираться на закон о чинах, без него она станет бесчестной, потеряет одухотворенность. Страной будут управлять чиновники без прошлого и будущего. Эти уваровские строки актуальны сегодня, как никогда.

Его мысли созвучны идеям, которые позднее высказывали Менделеев, Победоносцев и Данилевский, люди, которые в разное время трудились на благо России.

—————————————————————————————————————

Источники -                                       http://ote4estvo.ru/lichnosti-xviii-xix/923-sergey-semenovich-uvarov.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

 

 

 

 



——————