Подолец В.В. Российская идея - духовное знамя граждан нашей страны, если они, конечно, действительно граждане, а не просто обыватели...

А теперь я вправе сделать некоторые выводы, вытекающие из применения методологических (диалектических, синергетических, социологических и деятельностных) подходов к анализу перспектив развития общества. Венчает их применение к социальным процессам  Новая философская картина движения и развернувшееся на самом её верху противоречие сознательного социального регулирования между самоуправлением и управлением.

Я повторюсь, но повторюсь осознанно. Природа подарила венцу своего творения – человеку «Дух», сознание не для того, чтобы он испытал «счастье жизни». Счастье жизни человека для Космоса — то же самое, что счастье больно кусающейся осенней  мухи – для человека. «Шлёп» и – готово! Космосу объективно важно совсем другое!

Поскольку в отдельном уголке Вселенной (на планете Земля Солнечной системы) возникли уникальные условия для процессов самоорганизации – природа должна открыть им простор. Если наметился переход от низших к более высоким формам развития самоорганизующихся систем, необходимо дать ему такую возможность. Когда, наконец, начались процессы ускорения самоорганизации на каждом вновь возникшем уровне, у Космоса одна забота – как можно меньше мешать этим процессам. Появление механизмов сознания, с «точки зрения природы», имеет цель ускорить и оптимизировать темпы самоорганизации. Родное дитя природы – человек должен встать на эту точку зрения и неуклонно проводить её в жизнь.

Все проявления человеческого духа, которые дают нам возможность радоваться жизни как таковой и создавать гедонистические[1], эвдемонистические[2], альтруистические[3], гуманистические[4], националистические, коммунистические и другие теории общественного развития, с точки зрения бытия природы ничего не стоят.  Регулировать, усложнять, обогащать новыми атрибутами и функциями, совершенствовать; включать память, мышление, волю – дух человека, чтобы оптимизировать и ускорять, сохранять всё, чем обогатила мир самоорганизация, гармонизировать процессы развития в целях сохранения земной природы и цивилизации – вот к чему призывает объективный мир человека!

Ускорение процессов прогрессивного развития  на Земле — процесс объективный, исследованный наукой, и, пока мир наш ещё существует, необратимый. Человечество необходимо природе, космосу, субстанции и движению только для того, чтобы через сознательное регулирование его деятельности способствовать  ускорению и оптимизации их прогресса. Если оно не пожелает или не научится этого делать, природа его попросту уничтожит.

Спросим себя: как мы должны учесть это, вписаться в этот процесс и способствовать объективно проявляющей себя логике развития природы?

Мы можем быть довольны и благостны. Уже — «вписались!» Уже – «способствуем». Но катастрофически не умно, и для единственной нашей кормилицы – природы, предельно разрушительно.

Однако, посмотрите на Новую философскую картину движения, и вы обнаружите ответ.  Сознательное регулирование жизни индивида и общества существует. Противоречие между самоуправлением и управлением «живет и здравствует». Человек и человечество в своём прогрессивном развитии должны так его разрешить, чтобы не мешать шагающей «железной поступью» природе двигаться в направлении, заданном ей объективными законами.

А как же я, — завопит обыватель,  - мои свободы и интересы, праздничные застолья и развлечения, любовь и секс, сценические дрязги и гламурные тусовки? Как быть с жаждой власти, государством и обществом? Наконец, игорный бизнес и разбои, терроризм и войны, кровь и смерть, человеческие страдания и пороки – что это?

Увы! – Это часть хитроумных проделок природы, выбивающихся из железной логики её поступательного развития и вложивших в руки людей безжалостное оружие разрушения и созидания под именем «свобода». Именно для того, чтобы действовать в русле природной и социальной необходимости, одновременно утолить и обуздать жажду человека к самоуправлению и свободе, важно подумать и об идеологии, и о национально-государственной идее, и об общественном идеале.

Но пусть и то, и другое, и третье гармонизируют логику развития природы, с одной стороны, и «шкурные» интересы человека, с другой.

Подведём итоги. В контексте понимания логики движения мира и развития человечества, обоснование общественного идеала – забота особая. Здесь и законы природы надо учесть, и интересы отдельного человечка не забыть. Без такого, и именно такого идеала не может родиться национально-государственная идея. А если даже родится, то не сможет  стать духовным знаменем, поднимающим за собой граждан, политические силы и общество в целом.

Главное в этом идеале – Свобода, ограниченная  Ответственностью. Перспектива, цель и лозунг России – создание «Общества Ответственной Свободы»!

Вездесущая диалектика тут как тут! Она привлекает наше внимание к тому, что:

I.В идее свободы отражается признание людьми объективных, не зависящих от их желания, процессов самоорганизации в природе. Самоорганизация, я это ещё раз подчеркиваю, — объективна, «стихийно» регулируется объективно проявляющими себя законами. Она по-своему «свободна», хотя я и вынужден в данном случае взять это слово в кавычки. Ни остановить, ни повернуть её вспять мы не в силах, если только не будем сознательно или, совершая грубые ошибки, уничтожать необходимые для неё условия.

Как, например, остановить демографические процессы в обществе, имеющие заданную природой биологическую основу? Ведь они есть часть активной  самоорганизации (деятельность) людей, требующей простора. Однако, имея сознание и волю, влиять на них мы можем. Именно поэтому та чудовищная беззаботность, которой постоянно грешат люди, может им временно препятствовать. Так и случилось в России, когда «шоковая» реформация  80-90 годов ХХ века резко снизила рождаемость и увеличила смертность людей в стране.

В идее ответственности, отражено влияние на самоорганизацию (деятельность) внешних условий, объективных законов, или, говоря философским языком, необходимости.

Это — природный аспект проблемы

II. Свобода – яркое, воспринимаемое не только мыслью, но и чувствами человека, эмоциональное по форме выражение объективно существующего, но субъективного по своим проявлениям самоуправления индивидов и социальных объединений.

Ответственность – их вынужденное или добровольное согласие подчиняться объективным законам развития  общества, подвижным нормам права и морали, а также требованиям управления.

Это – социальный аспект проблемы.

III. Если учесть, что мне и в голову не приходило, превратить национально-государственную идею России в «сборную солянку» досужих выдумок теоретиков и политиков. Если исходить из того, что в её основе должно лежать научное знание, знание, и еще раз знание… То я, просто вынужден был обнаружить, что лучом солнечного света в глубине длинного сумрачного тоннеля, называемого нашей действительностью, является Свобода. Да, именно Свобода с большой буквы.

И в то же самое время нельзя было не заметить, что ответственность является тем, что в умах и сердцах людей отражается как форма их зависимости от сил природы, богов, судьбы, провидения… и от управления (монархов, военачальников, чиновников и т.д.) как частного случая выражения осознаваемой людьми необходимости.

В этом, согласитесь, проявляет себя гносеологический, познавательный аспект проблемы, которую надо вычленить, сформулировать и разрешить.

======================================================================= 

                  Форум Гордона - Замечание «Максудовой»: «Солидарна  с выводами Владимира Викентьевича о том, что свобода, ответственность и многие другие параметры личности зависят от среды, в которой она находится. Но мне гораздо ближе словосочетание «Свобода! Равенство! Братство!», как выражение национальной идеи.

Я всегда думала, что национальная идея есть продукт самоорганизации общества и личности, гражданина и государства».

Ответ: Если  г-жа  Максудова «всегда думала, что национальная идея есть продукт самоорганизации…»;  если по её мнению, «сначала  деятельность, самоорганизация, затем национальная идея, как её итог, а не наоборот», то мы с ней не противники, а что называется «близнецы», хоть  и  не «братья».  Именно эту мысль я и хотел провести как основную. Но только одно «но!»

 «Свобода! Равенство! Братство!» — лозунги, о которых Вы сейчас вспомнили, действительно вырастают из жизни. Но отражают они отношение к ней не научного осмысления логики мира, а  потуги обыденного сознания вырваться из-за «колючей проволоки» каждодневных проблем!

«Почему я — нищ, а он — богат?»,  «Почему он ходит с нагайкой, а я должен подставлять спину?», «Почему бы «не взяться за руки», чтобы дать отпор несправедливости и насилию?». Почему? Почему? Отчего? – Так и возникает – это «дитя обиды и страдания», стихийно и на эмпирическом уровне рождённый  лозунг «Свободы, равенства и братства!». Ну, а уж потом, найдётся целая ватага «теоретиков», которые сумеют оправдать любое политическое действие.

Между тем, в рассуждениях, которые я предложил Вам, идея «Свободы» вырастает из логики  объективно  существующего  в мире  единства управления и самоуправления. Причем,    логики, проявившей себя уже в животном мире. Важенка  сама  управляет    собой, когда пощипывает травку и наблюдает за поединком домогающихся её самцов. В этом смысле, она свободна! Но вожак управляет ею, когда подаёт сигнал опасности и ведёт за собой стадо. И «свобода» важенки немедленно исчезает.

Почему  этой логике ограниченной или «ответственной свободы» не прижиться в России?  Почему «самоуправление» даже как мысль, как идея, не могли возникнуть и обрести опору в «советском социалистическом обществе» и пробивают себе дорогу только теперь?

И к чему я так непомерно дерзко говорю обо всем этом?  Да к тому, что вижу — не перевелись в России потенциальные научные генералы, способные посмотреть на мир земной с высот космических. Но как достучаться им до скудоумных  «прапорщиков» от науки, социологии, политики и даже философии, которые,  кроме того, как разглядывать мир в узкую «замочную скважину» ничего не умеют. Более того, не всегда  хотят. Гложет их корысть великая. Почему это он «додумался», а  я не смог?

—————————————————————————————————————

 А теперь, можно сформулировать некоторые промежуточные выводы, к которым мы пришли,  опираясь на основные столпы нашего исследования.

1. Свобода – вот форма выражения самоуправления в мышлении и эмоциях человека.

2. Ответственность – вот способ разрешения противоречия между свободой и необходимостью, а также исторически конкретная форма ограничения свободы средствами управления.

3. Поскольку мы действуем в сфере жёстких законов природы и общества, в системе отношений людей, их традиций, обычаев, менталитета, общественного мнения, привычек, предрассудков и т. д., наша Свобода всегда будет ограничена Ответственностью.

4. Ответственная Свобода – вот принцип поведения и деятельности, вот мировоззренческий и нравственный императив**, которому должны и, в конце концов, будут следовать люди.

5. Центральная идея российского народа – идея свободы. И это, не смотря на то, что его менталитет и «массовое сознание» готовы, порой, призвать авторитарных вождей, опирающихся на насильственные методы управления и обеспечения общественного порядка.  Жажда порядка, стабильности и ответственности, как и отторжение всех форм экстремизма,  тайно живёт в душе  большинства россиян всегда.

 6. Гармония свободы и ответственности – вот находящийся в движении идеал и центральное звено российской идеи, способный обеспечить оптимальное развитие общества.

7. Что же нас неминуемо ждёт? К чему наше общество должно стремиться? Где его помыслы и цели?

- Наша историческая цель, не имеющая границ во времени, – создание и постоянное совершенствование (но не стагнация) Общества Ответственной Свободы. Не «единороссы» и «яблочники», не «левые» и «правые», не «либералы» и коммунисты должны звать за собой народ. У всех у них ограниченное во времени, весьма туманное и призрачное будущее.

8. Вести Отечество вперёд призваны Идея и Партия Ответственной Свободы. Трагедию и несчастье России я вижу в том, что идея эта пока не воспринята, а партия не создана. Никто из политических лидеров не идёт, в наши дни, на президентские, думские и местные выборы под не очень сложными лозунгами, производными от этой  общей   идеи.

Что мы в российской общественно-политической реальности видим?

А видим очень немногое и, как правило, отражающее потребности «текущего момента». «Вернём богатства страны народу!», «За честь России, за права простых людей!» («Родина»); «Россия победит бедность!» («Яблоко»); «Ликвидировать монополии, создать конкуренцию!» («Союз правых сил»); «Свобода(!) и справедливость» (одна из самых незаметных партий), — вот так!!!

Однако, время идёт вперед. Грядут новые выборы Госдумы и Президента России. Появляются новые идеи и лозунги. Во всех этих нужных и актуальных лозунгах нет пока одного – чувства исторической перспективы, взгляда в отдалённое будущее.

====================================================================== 

          Форум ГОРДОНА - Реплика «ИВАНа»: У Владимира Викентьевича всегда — масса критических замечаний. Он чем-нибудь доволен?

Ответ:  Критические высказывания в дискуссии – норма. В мой адрес выпущено столько «стрел», что я сам удивляюсь, что ещё жив.

Но чем я все-таки  удовлетворен?

1. Все чаще понятия «свобода» и «ответственность» прямо или косвенно соотносятся друг с другом. И верно. Духовное начало, или духовный процесс, прежде всего, надо соотносить с духовным. В то же время, грешно забывать о том, что духовное, в прямом и переносном смысле, рождено для того, чтобы «пожирать» материальное (это я говорю тем, кто не заметил, что самоуправление и управление либо стимулируют, либо ограничивают социальную самоорганизацию).

2. У меня рождается слабая надежда, что даже те лица, которые в данной дискуссии не участвуют, сумеют приобщиться и к её проблематике и к её духу, если не с моей помощью, то под влиянием единомышленников, которые у меня постепенно появляются.

3. Участники дискуссии всё чаще пользуются понятийным аппаратом, предложенным мною. Он, насколько я понимаю, не вызывает отторжения, что, в свою очередь, поддерживает мой оптимизм.  


[1] Гедонизм – (от греч. –  gёdonё – удовольствие, наслаждение) – нравственный принцип, провозглашающий наслаждение основной целью и критерием оценки поведения личности.

[2] Эвдемонизм – (от греч. еudaimmonia – счастье, блаженство) — этическое учение, объявляющее стремление к свободе, блаженству и счастью основной целью человеческой деятельности.

 [3] Альтруизм – (от лат. alter – другой) – нравственный принцип подчинения личностью собственного благополучия благополучию другого человека.

 [4] Гуманизм – (от лат. humanus – человеческий, человечный) – философско-этический принцип, провозглашающий внимание к личности и заботу о ней главной целью общественной деятельности.

—————————————————————————————

© Авторские права защищены. Ссылки на тексты сайта обязательны.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>>>>>>   http://кпоискуидеи.рф/?page_id=277

 

———————————