М-да... - Каверзный вопросик задал гражданам России Владимир Ильич...

          ГОСУДАРСТВО.

Это — действительно, самый известный из социальных институтов. В первобытном обществе регулирование было скорее «стихийным», чем осознанным. Столь же стихийно разрешалось противоречие между самоуправлением и управлением. В современном мире функцию регулирования отношений и разрешения противоречий между людьми возложило на себя государство.

Происхождение государства — отдельная проблема. Нет социологов, которые считают его вечным. Все согласны с тем, что был в истории период («Дикости»), когда общество обходилось без него. Но рост населения, возникновение собственности (личной, частной, общественной), появление препятствий свободной миграции населения и т.д. обострили конфликты между людьми и общностями, потребовали защиты их жизни, имущества, свободы и достоинства.

На признании «естественного закона природы», в основе которого лежит «забота о самосохранении людей», строил свою концепцию государства и политической власти Джон Локк**. Именно с именем этого замечательного социолога и философа связаны современные представления о соотношении гражданского общества и государственной власти, о разделении властей и демократии**.

Возникновение частной собственности на средства производства и антагонистических классов считали причиной возникновения государства Маркс К. и Энгельс Ф. При этом они не могли, и, как правило, не ставили перед собой задачи описать мельчайшие детали его становления. Тем более, что детали эти были весьма разнообразными и менялись от региона к региону, от века к веку. Мыслителям, описывающим логику развития общества, важно было понять общие и существенные тенденции возникшего в нём политического механизма сознательного регулирования деятельности.

- Чего нехватает находящемуся в «естественном состоянии» обществу? — задавал вопрос Дж. Локк и лаконично, строго отвечал:

1. Заботы о сохранении собственности.

2. Твердо установленного закона.

3. Знающего и беспристрастного судьи.

4. Силы, способной привести закон в исполнение.

- Как представлены общественному взору основные признаки государства? — размышляли марксисты.

1. Территориальным делением и границами.

2. Выделившейся из общества и поднявшейся над ним «публичной» (политической) властью.

3. Сбором налогов на нужды этой власти.

4. Правом как регулятором общественных отношений.

Ответ, также, как и у Дж. Локка, корректен, строг и абсолютно точен. К сожалению, за этими рассуждениями не прослеживается желания копнуть глубже.

Ни в одном из своих теоретических подходов Дж. Локк ещё не рассматривает государство как конкретную форму, которая обеспечивает присвоение группой лиц функции управления и ограничивает существующее в реальности самоуправление  других субъектов деятельности.

 Естественным будет постановить вопрос: «Почему?»

Теперь, когда для нас стало известным основное противоречие сознательного регулирования деятельности между самоуправлением и управлением, ответ на этот вопрос становится очевидным, а преимущество одной из его сторон при определённых условиях развития общества вполне объяснимым.

Но Джон Локк и его последователи ни о самоорганизации, ни о диалектической противоречивости процессов социального регулирования специально не задумывались. Предлагая свои подходы, они, опирались на современный для них уровень знания, практический опыт и здравый смысл, искренне желая помочь обществу обрести стабильность и благополучие.

Социолог-теоретик тем отличается от практического политика, что в его взглядах не так откровенно проявляет себя частный интерес. И в том числе — при описании государственной власти и её отношения к своим подданным.

Напротив, реальные представители государства о теории вопроса задумываются мало. Зато интерес к власти в их мыслях и действиях присутствует постоянно. Всегда и везде они считают себя вправе принимать «исторические» решения, стремятся сосредоточить в своих руках как можно больше управленческих полномочий, не забывая при этом объяснить свои действия искренней заботой о благе народа.

И в то же самое время, когда возникает опасность утраты господствующего положения, они, как правило, чутко улавливают настроения в обществе и интуитивно отпускают вожжи управления, предоставляли регионам, областям и отдельным людям вести себя более свободно.

Вспомним лишь один исторический эпизод.

В 1856 году Царское правительство России проиграло Крымскую войну. Тяготы войны, позор поражения, полурабство и безземелье крестьян буквально взорвали общество. В деревнях вспыхнули бунты. Чтобы сгладить массовые конфликты, чиновники стали пугать и уговаривать вышедших из повиновения крестьян, бесплатно спаивать их водкой. Удивительно, но безграмотный русский мужик чутко уловил подвох. Не переставая бунтовать (за 1858-1860 годы произошло более 300 антикрепостнических выступлений), крестьяне стали принимать решения водки не пить и начали громить питейные лавки.

Наконец, 3 марта 1861 года царь Александр II подписал Манифест об отмене крепостной зависимости, открыто заявив накануне, что «всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства»[i].

Начатая реформа шла крайне туго. Помещики сопротивлялись, а крестьяне бунтовали. Вот тогда, обратите на это внимание, в Польше, Литве и Украине (наиболее развитых областях России) были введены льготные условия освобождения крестьян. Они становились самоуправляемыми?!

1 января 1864 года по инициативе сверху началась Земская реформа. Местное хозяйство, начальное образование, медицинское и ветеринарное обслуживание, некоторые другие сферы общественной жизни стали переходить в ведение выборных уездных и губернских собраний. Судопроизводство становилось открытым и гласным, судьи на местах – выборными. Были осуществлены некоторые мероприятия по развитию волостного и городского самоуправления. Была ограничена цензура книг и периодических изданий.

Как видим, центральная государственная власть, и ни где-нибудь, а в России, и  ни когда-нибудь, а полтора века тому назад, под давлением снизу уступала ряд управленческих функций самоуправлению. И что непременно надо отметить, была расширена выборность ряда вновь создаваемых органов управления на местах. А выборность - один из атрибутов демократии, ростки которой стали пробиваться на бескрайних просторах российского авторитаризма. Отметим также, что именно в выборности органов власти стала проявлять себя внешняя активность самоуправления граждан.

Вот так события позапрошлого века, как и последних лет, доказывают, тоталитаризм в обществе окончательно прочным быть не может. Но это — не новость. История помнит крах самоуверенных претензий на вечность империй Александра Македонского, Древних Рима, Китая и Индии, Б.Наполеона и А.Гитлера. Помнит история, но, увы, не умны и забывчивы лица, дорывающиеся до власти и возводящие тиранические режимы.

Теперь, мысленно приобщившись к противоречивой логике регулирования общественной жизни, они хотя бы будут знать, что, в процессе управления людьми и их объединениями, им придется иметь дело со столь же активным и не менее коварным самоуправлением, от которого в период социальных взрывов можно не дождаться милосердия, поклонения и  благодарности.

Человечеству памятны не только периоды существования, распада и гибели огромных централизованных государств. Известны ему также более частые и менее длительные периоды смут и попытки создания обществ, отрицавших централизованное правление и необходимость государства.

В ХVIII-ХIХ веках возникло особое политическое течение – «анархизм» (от греч. «анархия» — безвластие). Его теоретики: Штирнер М., П. Ж. Прудон, Бакунин М. А., Кропоткин П. А. и др., — выступали за немедленное уничтожение всякой государственной власти и создание общества мелких производителей. В контексте наших рассуждений это был призыв к защите самоуправления от всякого управленческого воздействия извне. Ничего другого, кроме перманентного состояния хаоса и грызни авторитетов эти социальные «опыты» не дали.

Как и состояния деспотий, они канули в прошлое, оставив историкам интригующую возможность копаться в грязных страницах их биографий.


[i] См.: Всемирная история: В 24 т. – Т. 17. – Мн.: Литература. – 1997. – С. 410.

—————————————————————————————

© Авторские права защищены. Ссылки на тексты сайта обязательны.

 

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ  >>>>>>    http://кпоискуидеи.рф/?page_id=300

—————————